Новый сайт Института русского языка и культуры (ЦМО до 2013 года) доступен по адресу www.irlc.msu.ru.
Центр международного образования МГУ
МГУ им. М. В. Ломоносова
Заполни анкету • Центр подготовки и тестирования • Форум • Карта сайта • Контакты • Поиск
RUSEspañol ENGEnglish FRAFrançias ESPEspañol CHN中文 TURTurkish


История Центра международного образования в чём-то повторяет историю Московского университета, только с опозданием на 200 лет. В начале 2005 года Университет праздновал юбилей — 250 лет со дня его основания. В конце 2004 года отпраздновал свой юбилей и ЦМО — 50 лет со дня создания. Московский университет является старейшим университетом России. Старейшим учебным подразделением, которое занимается подготовкой специалистов для зарубежных стран, является Центр международного образования МГУ.

История ЦМО началась в первые послевоенные годы. В конце 40-х годов в МГУ приехала учиться молодёжь из Албании, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Польши, Румынии, Монголии. Её включили в общие группы учащихся университета. Но потребовались дополнительные занятия по русскому языку. Постепенно сформировалось новое направление в прикладной лингвистике — русский язык как иностранный.

В 1954 году, когда на учебу приехали молодые люди из Демократической Республики Вьетнам, в университете были организованы постоянные курсы для иностранной молодёжи. С этого времени и ведёт свою историю подготовительный факультет для иностранных граждан МГУ (затем Центр международного образования МГУ). На курсах вьетнамские студенты изучали также общеобразовательные предметы для поступления на основные факультеты высших учебных заведений Советского Союза.

Шло время. Расширялась география стран, из которых приезжала учиться молодёжь: если в 1956—1957 годах на курсах обучались иностранные граждане из 11 стран, то в 1958—1959 года уже почти из 27 стран мира. Учащимися курсов были уже не только студенты, но и аспиранты.

За эти годы по характеру и объёму работы курсы превратились в особый факультет. Поэтому логическим завершением работы курсов явилось преобразование их в один из факультетов Московского университета. Приказом по Министерству высшего образования СССР от 22 июня 1959 года в Московском университете был создан подготовительный факультет для иностранных граждан в составе трех кафедр: русского языка, естественных и гуманитарных наук.

Перед факультетом были поставлены следующие задачи:
• подготовка иностранных граждан, прибывающих на обучение в вузы и научные учреждения СССР, по русскому языку и дисциплинам, определяющим их будущую специализацию;
• подготовка учебников, пособий и другой методической литературы для иностранцев;
• ознакомление учащихся иностранцев с общественной жизнью, наукой, экономикой, культурой и историей нашей страны.

Деятельность подготовительного факультета определялась в этом приказе как важная форма осуществления внешних связей МГУ и всей советской высшей школы с зарубежными вузами.

Вскоре после организации факультета его аудитория расширилась: появились курсы повышения квалификации для преподавателей русского языка из стран Европы, Азии, Латинской Америки и Африки, которые приезжали по линии Союза советских обществ дружбы. К студенческой и аспирантской аудитории присоединилась аудитория преподавателей-русистов из зарубежных стран.

В ЦМО была усовершенствована методика преподавания русского языка и предметов иностранным учащимся, накоплен большой педагогический опыт, аккумулирован значительный научный потенциал. Преподавателями факультета создавались программы, учебники, учебные пособия, которые были признаны Минвузом СССР основными, ведущими. По ним работали многие подготовительные факультеты нашей страны, а также обучались многие учащиеся за рубежом.

Именно здесь были разработаны первая программа по русскому языку и первый учебник русского языка для иностранных студентов — «Учебник русского языка» для студентов-вьетнамцев, — выдержавший несколько изданий, выходивший многотысячными тиражами и награждённый специальной грамотой ВДНХ.

И в дальнейшем преподаватели факультета играли ведущую роль в создании широко известных комплексов учебных пособий по русскому языку — «Учебник русского языка для студентов-иностранцев, обучающихся на подготовительных факультетах вузов СССР», «Русский язык для всех», «Старт», «Практический курс русского языка», «Ритмы России», «Дорога в Россию», пособий по русскому языку, адресованных студентам различных специальностей, а также учебников и пособий по предметам.

На основе исследований лингвистического и методического характера на факультете были впервые созданы специальные учебные пособия с учетом интерферирующих явлений русского языка и родного языка обучающихся — корректировочные курсы русского языка для преподавателей-русистов из Болгарии, Венгрии, Германии, Польши, Чехословакии.

В начале 60-х годов большая группа преподавателей подготовительного факультета влилась в кафедру русского языка созданного Университета Дружбы народов, став ядром этой кафедры.

А в 1966 году на базе факультета был создан научно-методический центр, в который перешла часть ведущих преподавателей. В дальнейшем этот Центр был преобразован в Институт русского языка имени А. С. Пушкина.

Значительное событие в жизни подготовительного факультета, за которым последовала его реорганизация, произошло в 1991 году.

В соответствии с новыми задачами, вставшими перед Московским университетом в современных условиях, в связи с необходимостью использовать новые формы и методы обучения иностранных учащихся приказом ректора с 1 ноября 1991 года подготовительный факультет был преобразован в учебно-научный Центр международного образования МГУ.

В соответствии с приказом ректора Центр был призван обеспечить проведение учебного процесса на современном уровне, осуществлять предпринимательскую, коммерческую и рекламную деятельность в подготовке специалистов и услуг, предоставляемых Московским университетом; активизировать процесс интеграции МГУ в мировой рынок образования.

На Центр были также возложены следующие задачи:
• формирование контингента иностранных граждан, желающих получить образование или продолжить его в Московском университете;
• обеспечение курса предвузовской подготовки, повышения квалификации и стажировок по русскому языку;
• организация консультативной службы для содействия студентам, преподавателям и сотрудникам МГУ, связанным с преподаванием русского языка как иностранного;
• изучение мирового рынка образования и оперативное информирование о положении на нем МГУ.

Чтобы лучше выполнить поставленные перед ЦМО задачи, были созданы новые отделы и лаборатории:
• отдел контрактов и формирования контингента (задачи: поиск партнеров и набор контингента, подготовка контрактов и контроль за их выполнением);
• отдел приема и внеаудиторной работы (прием, организация культурной программы, проводы учащихся);
• отдел организации научно-методической работы (информатизация образования, научная разработка основных профилей преподавания предметов, теория и практика преподавания предметов на начальном этапе);
• лаборатория новых технологий обучения (разработка инновационных методов обучения иностранцев русскому языку);
• лаборатория информационных технологий обучения (создание компьютерных обучающих программ и их использование в учебном процессе, издание учебников и учебных пособий, компьютеризация делопроизводства, поддержка и развитие компьютерной техники ЦМО, поддержка и развитие Web-сервера и почтового сервера ЦМО).

ЦМО резко расширил возможности для обучения иностранцев. В настоящее время в ЦМО ведется обучение иностранных граждан в области предвузовской подготовки (подготовка к учебе в МГУ со сроками 10 месяцев и 1,5 года; подготовка к учебе в магистратуре и аспирантуре), а также на курсах русского языка (курсы для начинающих; практический курс для иностранцев, изучающих русский язык; курсы речевой практики по русскому языку для зарубежных студентов-русистов; спецкурсы, посвящённые акутальным вопросам жизни современного российского общества; курсы русского языка для зарубежных преподавателей-русистов, желающих повысить свою квалификацию; летние курсы русского языка. Сроки — от 1 недели до 10 месяцев).

В 1997 году в ЦМО начал свою работу Центр тестирования иностранных граждан по русскому языку. Открытию Центра предшествовала большая научная и организационная работа: впервые были разработаны система уровней владения русским языком как иностранным, тестовые материалы.

Специалисты ЦМО участвовали в работе по созданию Государственных стандартов, определяющих содержание уровней владения русским языком как иностранным. В Центре проведена большая работа по стандартизации тестов, описанию сертифицируемых уровней владения русским языком, решаются теоретические проблемы создания тестов, проводится большая работа по обучению преподавателей работе с тестовыми материалами. С 2000 года в Центре проводятся ежегодные семинары для авторов и разработчиков тестовых материалов.

За время своей работы Центр тестирования приобрел широкую известность и авторитет в кругах российских и зарубежных специалистов. Центр тестирования с 1998 года является членом консорциума, принятым в Европейскую лингвистическую ассоциацию тестологов (ALTE).

Центр международного образования активно участвовал в создании РОПРЯЛ (Российского объединения преподавателей русского языка и литературы). Заместитель директора ЦМО  В. А. Степаненко является членом Президиума этой организации. Три секции РОПРЯЛ (начального этапа обучения; новых технологий; тестирования) возглавляют специалисты ЦМО. За последнее время в ЦМО в рамках РОПРЯЛ прошло несколько международных семинаров по новым технологиям обучения.

В Центре создано отделение по обучению граждан из стран СНГ. Разработаны учебные планы и программы по этому направлению. В 2003—2004 учебном году в ЦМО прошла обучение первая группа студентов из стран СНГ в количестве 30 человек.

Решением Ученого Совета МГУ от 9 июня 2003 года в ЦМО открыта программа дополнительного образования «Методика преподавания русского языка как иностранного».

В 2002 году в Центре международного образования создан и активно функционирует творческий коллектив, разрабатывающий программы дистанционного обучения иностранных учащихся русскому языку и культуре. В настоящее время творческий коллектив занят разработкой и внедрением уникального проекта по созданию мультимедийного интерактивного курса дистанционного обучения русскому языку и культуре «Новости из России». Данный проект прошел экспертизу Министерства образования РФ и дважды стал победителем конкурса по федеральной целевой программе «Русский язык» в 2002 и 2003 годах и удостоен золотой медали Всероссийского выставочного центра в 2003 году. Курс размещён на веб-сайте ЦМО.

Творческий коллектив принимает активное участие в расширении контактов с представителями других центров и лабораторий дистанционного обучения как в России, так и за рубежом. Члены коллектива неоднократно проводили презентации курса, которые вызвали большой интерес у представителей российских вузов и руководства ряда зарубежных учебных заведений. Определилась категория потенциальных пользователей, готовых подписаться на этот курс, а также принять участие в разработке совместных компьютерных программ по русскому языку как иностранному.

Преподаватели ЦМО всегда принимали акивное участие во всероссийских и международных конференциях, симпозиумах, в работе конгрессов МАПРЯЛ (Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы) и РОПРЯЛ (Российского общества преподавателей русского языка и литературы), в различных совещаниях по вопросам преподавания русского языка и других предметов иностранным учащимся, выезжали и выезжают на преподавательскую работу в зарубежные вузы.

Таким образом, ЦМО удалось преодолеть трудности «переходного времени», но за этим стоит долгая, кропотливая работа по налаживанию связей с зарубежными фирмами-посредниками и учебными заведениями, продуманная информационная деятельность. При этом удалось сохранить главное — высокий уровень образования, или, говоря языком современного менеджмента, качество предоставляемых образовательных услуг.

И, что очень важно, здесь сумели также сохранить и лучшие традиции классических «подфаков», когда преподаватель для оторванного от семьи, от родной среды студента не просто наёмный учитель, а друг и первый советчик, готовый помочь в любой ситуации. Не забыты и апробированные формы внеаудиторной работы: посещение выставок, музеев, экскурсии не только по Москве, но и в другие города; проводятся новогодние и выпускные вечера, различные конкурсы — фоторабот, конкурс на лучшее сочинение и т.п.

Пройдя длительный путь развития и накопив значительный научный потенциал и опыт в области обучения иностранных учащихся, Центр международного образования занял прочное место и получил широкую известность и признание на международном рынке образовательных услуг.

Можно сказать, что в настоящее время Центр международного образования вышел на новый этап своей истории и готов к решению новых задач, которые ждут его на этом этапе.

О ЦМО МГУ  • Учебные программы  • Условия приема и обучения  • Полезная информация  • Студенческая жизнь  • В помощь преподавателю  • Книги и пособия
© 2001—2009 Центр международного образования  • Вестник ЦМО  • Ваши вопросы  • Наши выпускники  • О МГУ им. М. В. Ломоносова  • Ссылки
Дизайн — XS-studio